anele (anele777) wrote,
anele
anele777

Синтез музыки, света и мистики

и опять не знаю, как это назвать
но есть у меня такая странность
я почему-то часто думаю, что близкие мне люди, коллеги знают то же, что знаю и я.
как в прошлом году, например, когда упоминание мною в разговоре с Музыкантом 12 тоновой системы вызвала с его стороны массу вопросов и просьбу перечитать и пересказать ему эту систему
так и в этот раз, когда я говорила каким образом связан 7 тоновый звукоряд с цветами спектра и чакрами, я упомянула Скрябина и его теорию синтеза цвета и музыки.
и получила новое задание)) перечитать его теорию и пересказать.
Надо сказать, я и без его заданий уже давно намеревалась это сделать.
меня в последнее время оч интересуют различные связи музыки и математики, музыки и физики и еще
по причине того, что Скрябин был убежденным мистиком.
И вот мои изыкания

Крупнейшие сочинения Скрябина для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая - в 1902 году, Третья - в 1904 году, Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.

Телемиты, обратили внимание на даты?


Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина (1903—1909 годы) — он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей

интересно, правда, братья-сестры?

а насчет Скрябинской теории, о которой нам очень смутно рассказывали на уроках музыкальной литературы в годы моей учебы, выяснилось,что никакй описанной им теории не существует А есть чисто субъективное, умозрительное восприятие музыки в цветах. И оно далеко не уникально.
и влияние Шенберга присутствует, только в пределах одной тональности
http://www.utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=66:2010-06-07-12-20-17&id=827:2010-06-08-12-33-53&Itemid=206

и в "Прометее" партитура света Luce есть, а каким образом она должна "светить"-не объяснено.
а вот что пишут о партии "личность"

В «Прометее» Скрябин раскрывает тему личности и космоса. Бельгийский художник Дель-Вилль, делавший обложку «Поэмы огня», изобразил в качестве фона Солнце и другие светила. Основная «прометеевская» гармония, по мысли автора, должна была передавать «космические ощущения». С темой «личность и космос» связано введение в партитуру сольной партии («личность»). Эта партия очень ответственна, так как воплощает интимно-поэтические образы и эмоции. Фортепиано и оркестр противопоставляются друг другу. «Прометей» родился в тот период скрябинского творчества, когда композитор постепенно сужал круг выражаемых им мыслей, чувств и настроений. В «Поэме экстаза» преодолеваются препятствия, а в «Прометее» все препятствия уже преодолены. Героя Скрябина не приковывают к скале, а орёл не клюёт его печень. Идеалистическо-утопический характер скрябинских мечтаний связан с концепциями эстетического преображения жизни, идущими от Шиллера, через романтизм к неоромантическим воззрениям, проникшим в разные направления искусства ХХ в. Идеалистическая абсолютизация преобразующей роли искусства нереальна, но мечта о его благородной и очистительной миссии имеет огромную гуманистическую ценность. Г.В. Плеханов сказал, что музыка Скрябина «представляет собой отражение… эпохи в темпераменте и миросозерцании идеалиста-мистика».

из Прометея
Tags: Муза и Музыкант, Телема, познавательное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments